История
В «Повести временных лет», наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописей, варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь, названного так по имени варяжского племени русь. Рюрик во главе руси пришёл в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племён, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во 2-й половине XI века, но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.
Вот уже два столетия как в отечественной историографии не прекращается полемика вокруг так называемого "варяжского вопроса". Самим его появлением мы обязаны немецкой научной школе, навязавшей славянам теорию скандинавского происхождения варягов.
Исследователи XVIII в. Байер, Шлёцер и др. считали Рюрика и варягоруссов за норманнов, скандинавских выходцев. В среде отечественных ученых против норманнской теории выступали Ломоносов и Эверс. Позднее (с 1859 г.) их идеи разделяли Костомаров, Иловайский, Будилович и др., считая варягов-русь народностью славянского происхождения.
Племена южной и северной Балтики действительно отличались по своей внешности и другим качествам от восточных славян, хотя в целом южная Балтика была славянской, а северная - германо-скандинавской. Эта разница и стала причиной того, что восточные славяне называли все морские дружины Балтики общим понятием варяги.
В подтверждение славянского происхождения варягов могут также служить данные исторических памятников. Например, тот факт, что варяжские князья несли в народ не культы Одина, Тора или Локки (известных скандинавских богов), а славянские культы Перуна, Велеса и пр.: «И кляшися оружием своим, и Перуном, богом своим...» (Радзивиловская летопись о походе Олега с варяжской дружиной на Царьград в 907 г.)
Подлинные исторические варяги обосновались по южному побережью Балтийского моря. Они были известны еще Публию Корнелию Тациту, римскому историку первого века нашей эры. Причем на карте Европы тех времен Тацит дважды помещает варягов: в нижнем течении Эльбы по юго-западной оконечности Балтийского моря и значительно южнее, в верховьях Вислы. Уже значительно позже варяги и смешанные с ними родственные племена ободритов являлись последним рубежом славянского мира на Западе. Их этническую самостоятельность активно поглощали как англы и тюринги с запада, так и славяне с востока.
Есть все основания считать, что балтийские варяги были родственны именно славянам. Об этом говорит датский миссионер XII века Гельмольд. Приведем его высказывания из книги А. Гильфердинга «История балтийских славян», а также красноречивые выводы самого автора исследования.
«Из всех балтийских племен, вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием вагров сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом - морские разбои". (А. Гильфердинг « История балтийских славян». М., 1855г., т.1.)
О происхождении варягов говорится вполне однозначно. Ни один из современников не отождествлял варягов ни с немцами, ни с датчанами, ни со скандинавами. Адам Бременский свидетельствует: "Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные - вагры..." (Деяния священников Гамбургской епархии под 1075 годом).
Даже русские летописи, не различавшие принципиальной разницы между теми и этими выходцами с Балтики, описывая эпизод призвания варягов, четко разделяют их и шведов: «И пошли за море к варягам-руси, поскольку те звались варяги-русь, как иные называются шведами, иные урманы (норманы, мурманы), англы, а другие - готы". («Радзивиловская летопись». Л., «Наука», 1989, с.16.)
Таковы документальные свидетельства.